История в камне.
Если все мы сядем тихо,
То, шагая через время,
В зал войдут сыны лосихи
Со своей охотой древней…
Т. Рубцова
Эти строчки родились после знакомства с наскальными рисунками древних художников — Тутальской писаницей.
Петроглифы — рисунки на камне — отразили представления древних людей об окружающем мире. Основной образ тутальских петроглифов–бегущий лось с широко раскинутыми в беге и перекрещивающимися ногами.
Древние художники выбили на скалах изображения своих божеств – тотемов, предков, от которых, по их верованиям, произошел род охотников, живших на берегах Томи две-четыре тысячи лет назад.
Выставка «История в камне» знакомит нас с этим удивительным миром единства человека и природы.
На огромных фотографиях – изображения бегущих лосей, антропоморфных фигур и неопределенных животных, найденные на Тутальской писанице.
Впервые «писаный камень» с изображениями лосей был обнаружен Николаем Яковлевичем Овчинниковым в 1906 году.
По следам Н.Я. Овчинникова в 1967 г. прошли сотрудники кафедры археологии КемГУ во главе с А.И. Мартыновым Они скопировали «овчинниковскую» плоскость на прозрачную бумагу и сделали ее прорисовку, опубликованную в 1972 г. На большой высоте была найдена огромная плоскость с множеством изображений бегущих лосей.
Летом 2005 г. петроглифическим отрядом лаборатории археологии Института экологии человека СО РАН в составе И.В. Ковтуна, И.Д. Русаковой, А.Н. Мухаревой и Н.Г. Самойловой был сделан микалентный эстампаж(копия) самой труднодоступной плоскости Тутальской писаницы-именно она была подарена нашему краеведческому музею к 100-летию открытия Тутальской писаницы. С 2006 г. полотно украшает одну из стен нашего музея.
В настоящее время к Тутальской писанице относится 8 плоскостей, расположенных на протяжении 2 километров на значительном удалении друг от друга. На всех плоскостях рисунки представляют собой небольшие фрагменты, до наших дней сохранилась лишь небольшая часть грандиозного ансамбля изображений. Состояние сохранности Тутальских петроглифов в большинстве плохая, многие из них сильно разрушены и продолжают активно разрушаться. Необходимость сохранения изображений этого древнего памятника наскального искусства придает особую ценность музейной экспозиции.
Прекрасно дополняют выставку 3D-копии-образы искусства скифо-сибирского мира — благородный олень и другие мифические животные «звериного стиля», изготовленные и подаренные музею художником-юргинцем А.Ю.Ананьиным.
Окаменелое дерево из шахтного забоя – еще одна страница истории каменной летописи нашего края. Скульптура Михайло Волкова, рудознатца, первооткрывателя кузнецкого угля гармонично вписывается в экспозицию.